Правила жизни мёртвого француза

1
7 августа 2012
5401 прослушивание

Требуется обновление Чтобы прослушать подкаст, необходимо обновить либо браузер, либо Flash-плейер.
Встроить
Текстовая версия

Правила жизни мёртвого француза

Философ шестнадцатого века учит нас разумным отношениям с модой, порнографией и эректильной дисфункцией.

Текст: Майкл Перри

Человечество на протяжении всей своей истории было (и остается) склонным к самолюбованию. Каждое поколение уверено, что оно, наконец, живет в правильном мире (или хотя бы идет к нему семимильными шагами) — а предыдущие прозябали в дикости и носили штаны на голове. Это ерунда. Да, именно в наше время изобретены айпад и унитазы с функцией шумоподавления. Но это не значит, что мы стали какими-то другими. Гаджеты и новые услуги населению — это упаковка будней. А волнуют нас все те же вопросы — здоровье, секс, отношения, политика... Это обсуждалось и 500, и 5000 лет назад.

Можно сказать, что, например, во Франции эпохи Возрождения даже был свой Men’s Health. Правда, звали его Мишель Монтень, и свои советы по жизни, основанные на личном опыте и работах специалистов, он давал не в журнале с фривольными картинками, а в бесконечном сборнике эссе, озаглавленном «Опыты». Тем не менее даже через 420 лет после его смерти (а эту дату мы всей редакцией празднуем как раз в сентябре) многие мысли Монтеня кажутся вполне современными. Например...

О моде

Задолго до того, как на Земле появились хипстеры, Монтеня беспокоило, что форма все чаще начинает главенствовать над содержанием («Я ненавижу наших модников, относящихся нетерпимее к платью с изъяном, чем к такой же душе, и судящих о человеке лишь по тому, какие на нем башмаки»). Сам он в конечном итоге выбрал простоту. «Я хочу, чтобы меня видели в моем естественном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого... Я одеваюсь исключительно в черное и белое». Возможно, ты добавишь цвета в эту гамму, но пользуйся правилом Монтеня: не надевай то, в чем ты чувствуешь себя глупо. Не правда ли, совет на все времена?

О прическах

Возможно, из-за своей лысины («мой старый, лысый, седой образ») Монтень был особенно пристрастен к чужим прическам. В эссе «О старинных обычаях» он сообщает с явным осуждением: «Древние галлы спереди носили длинные волосы, а затылок выстригали — этот обычай недавно перенял наш изнеженный и расслабленный век». Выглядело это, надо думать, по-идиотски, но чем мы лучше древних галлов? Вспомни Дэвида Боуи или Виктора Цоя с их прической «маллет», когда спереди волосы короткие, а сзади длинные (англичане говорят о маллете: «На лбу — офис, на затылке — вечеринка»). Главное, не давай себе зарок, что никогда не будешь так стричься. Монтень предупреждал нас: «Неизбежно получается так, что отвергнутые формы снова начинают пользоваться всеобщим признанием, чтобы вскоре опять оказаться в полном пренебрежении». Так что ждем возвращения моды на химическую завивку у мужчин.

О браке

Когда друзья критиковали Монтеня за то, что он слишком много путешествует, оставляя свою жену дома, Мишель огрызался — мол, так он лишь укрепляет свой брак: «Быть все время вместе не так приятно, как расставаться и встречаться вновь. Эти перерывы освежают мою любовь к семье и делают сам мой дом привлекательнее для меня». Почему? Женатому мужчине «любая незнакомка кажется прелестной», а жена, которую ты не видел месяц или более, — уже почти незнакомка.

О политике

Монтень был консерватором по натуре. Вот цитата: «Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие». Вот еще одна: «Застарелое и хорошо знакомое зло всегда предпочтительнее зла нового и неизведанного». Но это не значит, что ты можешь просто забыть о политике — ведь в этом случае политика сама за тебя все решит. Например, когда Мишель был в одной из своих длительных поездок, жители Бордо выбрали его своим мэром (и король это решение утвердил), чем Монтень был крайне недоволен.

О сексе

А давай раз, и навсегда откажемся уже от употребления выражений типа «Она мне дала»? «Если женщины не могут оказывать нам благоволение иначе, как только из жалости, то лучше вовсе не жить, чем жить подаянием, — писал Монтень. — Ведь это отношения, требующие взаимной приязни и сродства. Все прочие доступные нам удовольствия можно испытывать за то или иное вознаграждение. Но это — оплачивается только той же монетой».

Об эректильной дисфункции

Монтень жил за 400 лет до золотого века ЭД, но и он отмечал «своенравие этого органа, оповещающего нас порой о своей готовности, когда нам нечего с нею делать, и столь же некстати утрачивающего ее, когда мы больше всего в ней нуждаемся». И он за 400 лет до наших врачей утверждал: в большинстве случаев это не импотенция, а просто нервы. «Некто, услышав как-то от одного из своих приятелей о внезапно постигшем того полном бессилии, испытал, оказавшись в сходной ситуации, то же самое вследствие страха, вызванного этим рассказом. Он избавился от надуманного недуга при помощи другой выдумки. Признаваясь в своем недостатке и предупреждая о нем, он облегчал свою душу, ибо он как бы уменьшал степень своей ответственности, и она меньше тяготила его. После того как он избавился от угнетавшего его сознания вины, его телесные способности перешли в свое натуральное состояние».

О соплях

Да, Монтень рассуждал философски и о козявках, а также о корректном избавлении от них. «Один дворянин неизменно сморкался в руку... защищая как-то свою привычку, он обратился ко мне с вопросом: какие же пре­имущества имеет это грязное выделение сравнительно с прочими, что мы собираем его в отличное тонкое полотно, завертываем и бережно храним при себе?.. И я поду­мал, что сказанное им имеет основание». Из платков получаются отличные косынки и треугольнички, торчащие из карманов, для всего остального используй одноразовые салфетки.

О желании мужчин уединиться

Задолго до того, как появились капитальные гаражи, Монтень оборудовал уютный уголок на вершине башни своего замка; здесь были книжные полки, картины и кровать, сюда он мог пробраться, когда ему хотелось. Монтень любил пребывать в одиночестве («чтобы отдохнуть от дел и обязательств») и был даже рад, когда один друг плохо обошелся с ним, потому что ему больше не надо было проводить с ним свободное время. Сидя в туалете с книжкой, ты не прячешься — ты размышляешь.

О еде

В книге «Как жить» биограф Сара Бейкуэлл пишет, что, когда Монтень путешествовал, то старался отведать блюда, приготовленные местными жителями. Он считал неправильным «не похвалить, как следует то, что нравится другим» и говорил, что нам следует проявлять «любопытство к тому, что едят иноземцы». Так что ешь местную еду, когда путешествуешь, — а иначе ты будто и не уезжал никуда.

О порнографии

Когда мальчишки украсили игривыми картинками стены его замка, Монтеня возмутил не вандализм и не сама отсылка к сексу, а «чрезмерная степень» анатомических подробностей, поскольку они «порождают у женщин убийственное презрение к нашему природному естеству». В 2012-м можно сделать такой вывод: если хочешь смотреть порно вместе с женщиной, используй ноутбук, а не телевизор с экраном в 52 дюйма.

О деньгах

В возрасте под сорок Монтень дорвался до денег (удачно женился и получил наследство от умершего отца) и вдруг обнаружил, что быстро превращается в скопидома: «Чем больше денег у меня появлялось, тем больше становился мой страх потерять их». И только новое, особенно дорогое путешествие, позволило ему «впасть в новое состояние»: Монтень обнаружил, что на получение новых впечатлений и знаний он может тратить деньги свободно и быть при этом счастливым. Не пора ли нам с тобой в отпуск?

О пукании

Монтень, как и любой озорник, находил свое очарование в метеоризме. Он также считал, что подавлять пукание вредно и даже смертельно («как часто бывает, что живот человека, который не дал себе возможность избавиться от газов, доводил его до порога болезненной смерти»), и восхищался императором Клавдием, который разрешил свободно пукать в любом месте. Мы поддерживаем опасения Монтеня, но добавим: если метеоризм стал для тебя проблемой, лучше не портить воздух круглосуточно, а обратиться к врачу.

О тебе

Почему я люблю Монтеня больше остальных философов? Потому что он познавал этот мир, изучая не поведение других, но самого себя: он беспощадно раскапывал все уголки своей души, чтобы исследовать их; он внимательно и каждодневно работал над тем, чтобы сделать себя лучше. И даже если видимых улучшений не было, Монтень напоминал нам: вот это интеллектуальное беспокойство и непрерывная работа по самосовершенствованию в чем-то даже важнее, чем сами результаты работы над собой.

Мише́ль Эйке́м де Монте́нь (1533-1592)

Французский писатель и философ, автор сборника эссе «Опыты». Утверждал, что смысл жизни человека — в достижении счастья. Но основным условием такового считал не сочетание внешних условий, а внутреннюю готовность самого человека к счастью. Монтень писал, что человек должен выработать в себе состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Собственно, все труды Монтеня были призваны проинструктировать читателя, как достичь подобного состояния.

«Философ шестнадцатого века учит нас разумным отношениям с модой, порнографией и эректильной дисфункцией...»

Автор: Майкл Перри.

Комментарии